Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Вюрцбург, 1838 год. Несмотря на дурное предчувствие жены Эллен, с детства одолеваемой видениями, ради продвижения по службе Томас отправляется на восток Богемии, чтобы закрыть сделку о продаже недвижимости эксцентричному старому князю Орлоку. Мужчина становится пленником коварного князя, который оказывается кровососущей нежитью, а тем временем недуг Эллен всё больше походит на одержимость.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.948 (12553)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.6 (78920)
Разделы: Фильм, Мелодрама, Ужасы
Год выхода: 2024
Название фильма: Носферату
Иностранное название ленты: Nosferatu
Режиссеры: Роберт Эггерс
Актерский состав: Лили-Роуз Депп, Эмма Коррин, Николас Холт, Саймон Макберни, Ральф Айнесон, Билл Скарсгард, Адела Хесова, Милена Константинова, Аарон Тейлор-Джонсон, Уиллем Дефо
Продолжительность фильма: 2 ч 12 мин
Производство: США
Роли дублировали: Михаил Кульченко, Анна Андреева, Григорий Лайков, Владимир Кузнецов, Серго Кения
Сценарий: Роберт Эггерс, Хенрик Галеен, Брэм Стокер
Продюсер: Джон Грэм, Джефф Робинов, Алма Сарбу
Оператор: Джарин Блашке
Композитор: Робин Керолан
Художник: Пол Жирардани, Крэйг Лэтроп, Роберт Каупер
Монтаж: Луиз Форд
Затраты на съемки фильма: $50 000 000
Сборы в США: $86 300 560
Сборы в мире: + $53 519 423 = $139 819 983
MPAA-рейтинг: R
Премьера в мире: 8 ноября 2024
Слишком много тьмы ------ Этот год стал прямо-таки 'урожайным' на фильмы о Носферату. Не успел я ещё отойти от версии Дэвида Ли Фишера, как уже вышла версия Роберта Эггерса. Между ними колоссальная разница - в первую очередь в бюджетах и размахе постановки. Роберт Эггерс славится прежде всего созданием гнетущей мрачной атмосферы и эстетикой кадра. Он в первую очередь хороший визуализатор. Вот и в своей версии 'Носферату' он не изменил себе. Вот только проблема в том, что тьмы в кадре - особенно в первый половине фильма - чересчур много. Фильм даже начинается с тьмы, на фоне которой появляется Эллен (она же Мина в 'Дракуле'). Понятно, что это влияет на гнетущую атмосферу, но с другой стороны - недостает какой-то эмоциональной насыщенности. Просто одна сплошная тьма. А гнетущая атмосфера зачастую заменяет динамику сюжета у Эггерса (лично мое мнение).Стоит упомянуть, что в рекламной кампании фильма держали в секрете внешность самого Носферату. Вот и в фильме его поначалу практически не показывают - один лишь силуэт. Потом его ещё несколько раз нечётко показывают во тьме, и только лишь в одной сцене его можно лицезреть целиком - в весьма символичной сцене. Причем в этой версии граф Орлок ещё и носит усы - из-за чего больше соответствует образу Влада Цепеша (до этого только Кристофер Ли изобразил Дракулу с усами - в экранизации 1970 года). Ну и выглядит он как настоящий разложившийся труп - что, конечно, куда более соответствует образу вампира, чем 'гламурные' вампиры во многих современных фильмах. Билл Скарсгард же великолепно сыграл заглавную роль (кстати, как только я впервые его увидел в 'Оно',.прям сразу подумал, что он идеально бы подошёл на роль Носферату). Он неоднократно за весь фильм разговаривает на румынском языке - что до него делал лишь Гэри Олдман (у Скарсгарда даже голос и акцент чем-то похожи). Единственное только, что когда Хуттер (он же Джонатан Харкер) приезжает к Орлоку в замок, тот даже не пытается по началу расположить его к себе, изображая из себя человека. Прям сразу начинает им повелевать, а Хуттер, понятное дело, не может ему противиться, но все же добровольно отдает ему документы на покупку дома. И в целом экранного времени событиям в замке и на корабле уделено крайне мало. Видимо, режиссеру была важнее тема одержимости Эллен Орлоком. В связи с чем сцены в замке и на корабле растеряли необходимую атмосферу. Но главное, что, как и оригинал Фридриха Мурнау, эта версия была снята на натуре - за счёт чего съёмки куда более живописные, чем в 'сиджиайной' версии Фишера. Дочь Джонни Деппа - Лили Роуз Депп - в роли Эллен очень мощно отыгрывает - особенно с физической точки зрения - на протяжении всего фильма она часто извивается, зловеще закатывает глаза, отыгрывая одержимость. Я бы даже сказал, что своей игрой она затмила остальной актерский состав. В сценах с ней есть также что-то от 'Изгоняющего дьявола'. Таким образом Эггерс показал тему вампиризма как тему одержимости и душевной болезни в первую очередь. И, подобно экранизации, Френсиса Форда Копполы (и это было также в ещё нескольких предшествующих экранизациях), здесь имеет место быть некая любовная связь между Орлоком и Эллен. Только - более нездоровая, если можно так выразиться в данном случае. И, разумеется, стоит выделить Уиллема Дефо в роли прототипа Ван Хельсинга. Его исполнение чем-то напомнило игру Энтони Хопкинса в аналогичной роли у Копполы - несколько эксцентричный, сам себе на уме, полностью одержимый своей миссией. И, конечно же, иронично, что Дефо сам ранее играл Носферату - в фильме 'Тень вампира', и вот теперь оказался по другую сторону баррикад. И в результате блестяще сыграл обе роли. В итоге фильм вызвал неоднозначные эмоции. Визуально все весьма эстетично, как и всегда у Эггерса, но при этом не хватило некоего эмоционального наполнения (те же чувства вызвала и версия Вернера Херцога 1979 года). В любом случае, версия 1922 года остаётся наиболее любимой у меня. ------ Роберт Эггерс: Носферату ------ «Носферату» Роберта Эггерса является реинкарнацией «Носферату» Фридриха Мурнау. Такова преемственность произведений. Сравнивать два фильма очень сложно. Один - болид из карбона и титана. Второй - заря автомобилестроения. Но содержательное созвучие в фильмах имеется, посему работу Эггерса уместно оценивать в контексте с фильмом Мурнау + редкими репликами в сторону Копполы.Что касается Мурнау, то фильм 1922-го являлся адаптацией «Дракулы» Брэма Стокера. Англичане не пожелали отдавать права на экранизацию немцам, тогда Мурнау поменял героям имена и граф Дракула превратился в графа Орлока. При этом вступительную часть книги и путешествие в замок Мурнау снял очень подробно, почти половина хронометража отдана приключениям клерка Хуттера. Но где-то в середине ритм и сюжет фильма резко изменились. Вероятно, тогда Мурнау и узнал, что с правами на экранизацию ничего не выйдет. После врезок со шхуной и бременских приключений Орлока наступил стремительный финал. Литературная часть разошлась со сценарной. Англия превратилась в Германию, клерк Джонатан Харкер в поверенного Хуттера, невеста Мина в Эллен, граф Дракула в Орлока и так далее.Катастрофы не произошло. Мурнау сумел по-своему завершить историю, в которой у Орлока возник мотив для визита в Бремен, а финал обрел смысл и драматическую красоту (любовную линию позже разовьет Коппола, но начал ее именно Мурнау).Фильм 1922-го года заслуживает просмотра. И дело не только в мимической экспрессии немого кино. Интересно наблюдать, как режиссер обозначил ключевые точки повествования. Особенной усладой для зрителя станет игра Макса Шрека, исполнившего графа Орлока. Мурнау, вне всяких сомнений, вытянул туза из актерской колоды, включив Шрека в ансамбль «Носферату». Орлок, сошедший с чумного корабля и невозмутимо шагающий по городу с гробом подмышкой - это триумф драматургии. Очень хорошее решение.Фильм Эггерса - не пересказ Брема Стокера. Это именно история Мурнау. Эггерс следует эпизодической структуре столетней давности, цитируя некоторые сцены буквально. Например, обнаружение графа Орлока в подземелье или погребение погибшего матроса в море.Наблюдаются в работе режиссеров и отличия. История Эггерса лаконична, проста для восприятия и не требует ознакомления с творчеством Стокера, хотя ближе к литературному источнику. Сюжетные метаморфозы Мурнау более радикальны. У Стокера в книге фигурировали Мина и Люси. Мина являлась невестой Джонатана, Люси была подругой Мины. На примере Люси литератор показал судьбу Мины: что случится, если Дракулу вовремя не остановить. Мурнау сократил Люси, как и трех ее женихов, и профессора Хельсинга, и персонал психиатрической лечебницы.У Мурнау есть три ключевых персонажа: Орлок, Хуттер и Эллен. И есть линейный сюжет: Орлок замечает медальон с фотографией Эллен и отправляется в Бремен. При этом Мурнау расширил роль управляющего Хуттера, который и отослал поверенного к графу. У Копполы роль управляющего замечательно исполнил Том Уэйтс, но значимость персонажа была потеряна.У Мурнау сумбур заключительной части фильма завершается на сцене с Эллен и графом: солнце восходит, Орлок гибнет, в последних кадрах замок выглядит, как груда развалин. Эггерс повторяет данную линию, но сюжет, рассказанный современным кинематографистом, выглядит гораздо эффектнее. Хорошим ходом является и превращение контракта о покупке дома в контракт о продаже возлюбленной. Контракт становится основой для замысла Орлока завладеть прекрасной Эллен. Так действующие лица оказываются на своих местах - от поверенного Томаса до управляющего Кнока. Ранняя связь Орлока и Эллен также выглядит уместно - граф знает о существовании девушки и желает вернуть ее.Логика повествования выгодно отличает фильм Эггерса от произведения Мурнау и от копполовского «Дракулы». Коппола начал фильм с потрясающего путешествия в Трансильванию и старинного замка, наполненного тайнами, одиночеством и Гарри Олдманом. Но с появлением доктора Хельсинга тон фильма нарушился, трагическая история о любви превратилась в ромком с запахом чеснока.Эггерс до финала выдержал атмосферу фильма.«Носферату» длится два часа и каждый эпизод, каждая сцена следуют заданному ритму и выглядят уместно. Может быть, фильму даже не хватает хронометража. «Носферату» размерен и нетороплив, и мог бы рассказать историю Орлока и Эллен куда полнее.Эггерс снял хорошее кино, в котором каждый актер находится на своем месте. Единственный вопрос: зачем Эггерс сохранил линию подруги Эллен? Чтобы найти профессора Эберхарта? Анна Хардинг и Фридрих Хардинг являются явным рудиментом стокеровской Люси, но ничего не привносят в фильм.Да, Фридрих и Томас являются друзьями. Фридрих относятся к Эллен с предубеждением, олицетворяет рассудок и не верит в иррациональную природу бедствия, павшего на город и его семью. Наверное, стремление Эллен предупредить Фридриха о скором несчастье добавляет сюжету драматизма, а гибель Хардингов демонстрирует страдания, которыми Орлок принуждал Эллен к близости. Но если линию Хардингов убрать, то кроме нескольких драматических сцен, которые вполне можно было переписать под Томаса и Эллен, фильм ничего не потеряет. Зато другие персонажи могли бы раскрыться куда полнее, прежде всего, профессор Албин Эберхарт фон Франц, сыгранный Уильямом Дефо (если желаете лицезреть, что Эггерс вытворяет с Дефо при достатке времени, обязательно посмотрите «Маяк»).Можно упомянуть и графа Орлока, сыгранного Биллом Скарсгардом, но актера в «Носферату» практически нет. Граф присутствует в фильме, но не появляется в нем, а когда появляется, то актера не различить под гримом.При бюджете в пятьдесят миллионов долларов «Носферату» на старте собрал сорок. Публика приняла фильм очень хорошо и это абсолютно справедливый успех. Роберт Эггерс снял хорошее кино. ------ Скарсгард Шрёдингера ------ В самом начале 2025-го года наши местные мощные кинотеатры решили атаковать новинками со страшными и пугающими историями. Разом в бухого зрителя бросили «Кадетом» Адильхана Ержанова и «Носферату» Роберта Эггерса. Понятное дело, весовые категории у двух фильмов разнятся сильно, бюджеты особенно. Рядом они как Давид и Голиаф. И если история про графа Орлока безоговорочно выигрывает благодаря невероятно захватывающей атмосфере и работе абсолютно всех художников с гримёрами, то в плане сценария и смысловой нагрузки хиленький, на первый взгляд, «Кадет» куда увлекательнее и более интригующий. Да, представьте там себе, и такое может быть. Не может? Жизнь несправедлива.Заслуга Роберта Эггерса, в первую очередь, в том, что он прекрасный художник. Мужик смотрит на мир своего художественного кино глазами мастера по изобразительному искусству. Лили-Роуз Депп, наверное, потому и была утверждена на главную женскую роль из-за того, что доче пирата достаточно молчать, как мифической скульптуре, чтобы выражать в кинематографическом кадре определённую задумку режиссёра. С такими глазами и скулами уж точно. А вот ярко рассуждать о том, насколько способная и талантливая она актриса, пока не получится, ибо в «Носферату» ей больше приходилось закатывать глаза, дёргаться в конвульсиях и томно стонать, чем, как вы понимаете, не удивить.Так она ещё и попала в круг из подающих надежды волчат в лице Николаса Холта (190 см), Аарона Тейлор-Джонсона (180 см), Билла Скарсгарда (192 см) и опытных волков в лице Уиллема Дефо, Ральфа Айнесона и Саймона Макбёрни. Актёрский состав на загляденье, с этим никто не поспорит. Эти красивые и умелые лица тоже позволили Роберту Эггерсу добавить жуткой истории привлекательной сказочности, чтобы зритель не стал придираться к правдоподобности, если каким-то чудом не знает о том шедевре немецкого киноэкспрессионизма. Декорации, грим, музыка, звук, костюмы, освещение в руках или глазах бородатого постановщика приобретают магический лоск, отчего сидишь в кресле, словно поддаёшься гипнозу.К сожалению, за такой вот визуальной красотой звенящая пустота. Не ждите тревожных загадок или жутких тайн, основной сюжет простой до боли. Молодая девушка и грозный граф Орлок должны встретиться, и вокруг томительного ожидания этой встречи строится всё остальное. Было бы здорово, сократи своё творение Роберт Эггерс на 30 минут, но он чересчур увлёкся нагнетанием мрака, что в какой-то момент засыпающему зрителю захочется жестоко схватить постановщика за плечи и растормошить его немного. Потому что таракану понятно, к чему всё идёт, и вместо медленно развивающихся ситуаций и до боли очевидных диалогов можно было бы больше остановиться на фигуре исчадия зла. А то его наполовину...Показывают то в полном мраке, то в полумраке. В итоге, Билл Скарсгард как бы есть и как бы нет. Скарсгард Шрёдингера, блин. Все мы понимаем, что огромная тень графа приближается с каждым новым днём, что длань его темнее ночи скоро накроет весь город, наслав заразу через полчища крыс. Да вот незадача, приходится истошно ждать, ждать и ждать, пока основные живые персонажи с усами пытаются совладать с нервами и худо-бедно подготовиться к тёплой встрече изувера. Да, атмосферно, да, жутковато, но слишком долго и прямолинейно. Можно сравнить кино с красивой безделушкой, которую друзья привозят вам из зарубежных поездок. Поставите на полку, сувенир будет собирать пыль, постепенно смысл в нём потеряется.Если Роберт Эггерс продолжит снимать такие красивые безделушки и впредь, как «Варяг» и «Носферату», то потеряем самобытного художника с ярким стилем. Хмурый «Варяг» хотя бы показывал викингов с Вальхаллой, простительно на разок. ------ NOSFERATU ------ Своей четвёртой по счету работой Эггерс выбрал ремейк извечной классики немых ужасов - 'Nosferatu: A Symphony of Horror' Фридриха Мурнау 1922 года, который в свою очередь, является вольной адаптацией романа 'Дракула' Брэма Стокера.'Носферату', подобно вампиру, чья тень медленно и верно окутывает немецкий городок, аналогичным образом овладевает и сознанием зрителя. Он впиваясь крепкой хваткой, держит в напряжении на протяжении всего сеанса.Современная модель хоррор-фильма с соответствующим обилием скримеров удачно ложится под уже известную историю про сверхъестественную одержимость древнего вампира. Граф Орлок в исполнении Билла Скарсгарда - вишенка на торте. Новый взгляд на кровососа ужасает одним лишь появлением в кадре. Если Носферату Мурнау был подобен тихому призраку, то Носферату Эггерса - это сморщенный, гниющий труп, у которого каждое дыхание, словно последнее, тяжёлым весом ложиться на зрителя, а каждое его взаимодействие с персонажами картины - памятное событие. Настоятельно рекомендую просмотр на большом экране. ------ Два часа потерянного времени ------ Я уже давно не жду от современных фильмов чего-то, что способно поразить. Дело ли в откровенно плохих сценариях, бездарно играющих актерах, которых взяли из-за расовой квоты или в чём-то другом - ответа у меня нет.Роберт Эггерс успел отметиться великолепной 'Ведьмой' и сюрреалистичным 'Маяком', и я подумала: вот он, возможно, единственный человек, который сможет поднять потопленный жанр готического хоррора со дна морского. Но нет, не случилось.Я смотрела оригинального 'Носферату'. 'Носферату' с Кински и Аджани. 'Дракулу' Копполы. В общем, с бэкграундом великого графа более, чем знакома. И первая половина фильма идеально вторит краткому пересказу Стокера. Красивые локации, аутентичные православные церквушки, интересно сделанный злодей. Это потом я понимаю, что сценаристы забыли прописать ему хоть какую-то мотивацию, сделав из многообещающего образа картонного злодея. В 2025 году от сценаристов ждешь хотя бы хорошо прописанных персонажей.По актёрам. Это главное разочарование фильма вообще. Лили-Роуз Депп играть не умеет вообще. Я не знаю, почему вдруг Эггерс отдал ей эту роль. Роль одержимой сложная; Изабель Аджани смогла ее вытянуть, Депп - нет. Кроме кривляний, судорог в одной части фильма, которые вызывали лишь испанский стыд и смех, и постного лица кирпичом в другой, не было ничего. Такие роли играют обычно женщины определенного склада характера, та же Аджани и по жизни экзальтированная дама. Ева Грин могла бы сыграть такое, потому что у нее опыт в этом ('Ужасы по дешевке'). Остальные - Николас Холт, Аарон-Тейлор Джонсон играли максимально незаинтересованно. Дефо сначала вывозил харизмой, потом плюнул на всё и скатился в клоунаду. Кто единственный старался, так это Скаарсгард. Персонаж получился жуткий, и если бы сценаристы потрудились хоть как-то прописать персонажа, то и вообще получился бы интересный злодей. Ну а так - увы, концепт классный, на деле пшик.В сценарии куча тупых сюжетных дыр, можно использовать вместо снастей для рыбалки. Фактически все вопросы повисают в воздухе. Зато виды красивые. И у аналога Ван Хелсинга есть котики. За котиков, собачку и пластикового голубя.
|
Отзывы о фильме Носферату