Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Фильм рассказывает историю жизни величайшей американской оперной певицы греческого происхождения Марии Каллас и ее последних годах жизни в Париже в 70-х годах прошлого века. Сентябрь 1977 года. Мария Каллас, всемирно известная оперная дива на ранней пенсии, живет в роскошной парижской квартире с двумя пуделями, кухаркой и дворецким. Работа первой, помимо готовки, заключается в том, чтобы говорить Марии комплименты. Второй с утра до ночи передвигает для нее по дому огромный рояль, считает её таблетки, забирает её из ресторанов и пытается убедить побеседовать наконец не с галлюцинациями, а со специалистом.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.074 (21761)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.6 (4451)
Разделы: Фильм, Биография, Драма, Музыкальный
Коллекции: Музыкальные, Биографии, С наградами
Год выхода: 2024
Название фильма: Мария
Иностранное название ленты: Maria
Режиссеры: Пабло Ларраин
Актерский состав: Венсан Макен, Валерия Голино, Каспар Филлипсон, Халук Бильгинер, Пьерфранческо Фавино, Анджелина Джоли, Коди Смит-Макфи, Лидия Корниорду, Альба Рорвахер, Стивен Эшфилд
Продолжительность фильма: 2 ч 4 мин
Производство: Италия, Чили, Германия, США
Роли дублировали: Ирина Киреева, Денис Некрасов, Ольга Зубкова, Владимир Еремин, Евгений Хазов
Сценарий: Стивен Найт
Продюсер: Симоне Гаттони, Марен Аде, Янина Яковски
Оператор: Эдвард Лахман
Художник: Гай Диас, Бенце Эрдейи, Том Браун
Монтаж: София Сюберкасо
Сборы в мире: $900 959
Сборы в России: $255 729
Зрители: Россия - 45.6 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: R
Премьера в мире: 29 августа 2024
Премьера в России: 28 ноября 2024, «Парадиз»
Бенефис Анджелины Джоли ------ Когда речь идет о биографических картинах, то у создателей должна быть одна цель - ознакомить аудиторию с историей жизни той или иной исторической личности. С деталями, подробностями, точностями. То есть представить зрителям такую себе визуальную версию странички в Википедии. Человек после просмотра должен получить максимально полное представление о жизни, характере, ключевых событиях, которые повлияли на формирование, развитие, судьбу, модель поведения и прочее. В данном случае речь идет о Марии Каллас - всемирно известной оперной певице.'Мария' - фильм альтернативный и действительно фестивальный. Видение режиссером, а, возможно, и самой Джоли последней недели жизни Каллас привело к донельзя растянутому повествованию, медленному, но при этом малосодержательному. Да, во флэшбэках мы увидим фрагменты выступлений Марии Каллас, ее знакомство с несчастной любовью Аристотелем Онассисом, ее юность во время оккупации Греции, но этим важным событиям было уделено очень мало экранного времени. Недостаточно для того, чтобы зритель понял, прочувствовал, насколько сильно они повлияли на психоэмоциональное состояние певицы. А повлияли они существенно. Что и продемонстрировала Анджелина Джоли своей игрой. Но об этом чуть позже.По факту зритель действительно, в буквальном смысле, увидит, как протекали последние дни жизни Каллас. В компании с самой собой, своими чувствами, переживаниями, галлюцинациями (это не спойлер, если что), дворецким и кухаркой. Прошлое Марии сценаристы раскрыли скудно, уделив максимум экранного ресурса самой Джоли-Каллас. Это лично мое мнение: я о звезде оперы мирового масштаба узнал намного больше из Википедии, чем из фильма. А так быть не должно.Теперь же что касается актерской игры Анджелины Джоли. Да, читал, что многие ее не восприняли в образе Каллас, разглядев лишь Джоли. В каком-то смысле это действительно так. Сложилось впечатление, что актриса была в большей степени заинтересована в представлении автобиографии, нежели биографии Каллас. Но лично мне это не помешало оценить ее актерский талант. В который раз. Статная походка, величественный, но холодный взгляд, скрывающий переживание трагедии всей ее жизни, накал эмоций ровно в те моменты, когда это было необходимо и оправдано - Анджелина очень точно передала неизбежность, отчаяние, внутреннюю пустоту человека, для которого единственной ценностью была музыка, пение, овации и признание. А поскольку она этого всего лишилась, то бегство от реальности, депрессия, таблетки - это вполне себе адекватная, объяснимая реакция на потерю. И это Джоли продемонстрировала блистательно.Вообще эту картину пронизывает атмосфера стремления человека вернуть утраченное. Даже если подобные попытки могут навредить здоровью. Я лично именно под таким углом воспринимал 'Марию'. Желание уцепиться за то, что будет тебя держать на плаву хотя бы какое-то время. Пусть тебе будут лгать. Пусть ты создашь иллюзию, в которой тебе будет хотя бы немного комфортно, хотя при этом есть четкое понимание того, что ты обманываешь сам себя. Но делаешь это сознательно. Только для того, чтобы сохранить некое подобие прошлой жизни, поскольку настоящей у тебя нет. Вот это все Анджелина Джоли передала на высочайшем уровне.'Мария' - это не эффектный, динамичный байопик. Фильм больше про эмоции, трагедию, нежели про биографию. Трагедия не может быть интересным зрелищем. Это важно понимать.Понравилась линия взаимоотношений между Каллас и дворецким, кухаркой (единственными друзьями по факту). Они ее любили, переживали за нее. Несмотря на то, что это была всего лишь их работа. Вот это взаимодействие я бы тоже раскрыл несколько больше, раз речь идет о не биографии. Не о ней в широком понимании этого слова, термина.Вполне возможно, что сама актриса сталкивалась с подобными чувствами, эмоциями, в связи с чем решила сделать акцент именно на эмоциональной составляющей последней главы жизни певицы. Это если действительно она выступала в роли второго режиссера. Просто чувствуется ее рука, режиссерский взгляд. Вспомните 'Лазурный берег'.Подытожу. Сам фильм, если честно, мне не понравился, однако Анджелина Джоли своей игрой вытянула провисающий, скажем так, сюжет из пучины однообразия и скуки. Номинацию на Золотой Глобус получила вполне заслуженно. Уверен, что и на Оскар ее тоже номинируют. Исключительно из-за чувственной игры Джоли. ------ Драма по мотивам биографии Марии Каллас, не имеющая ничего общего с её настоящей биографией ------ Что было в голове Марии Каллас в последние годы жизни, знала только Мария Каллас. Сторонний наблюдатель, основываясь на фактах ее биографии, мог только стоить догадки и данный фильм мог бы быть одной из таких догадок, если бы не опускал или не перевирал ключевые факты.Не буду строить из себя эксперта и пройдусь исключительно по верхам: Мария обрела известность в 1949 и в том же году вышла замуж за итальянского промышленника Джованни Баттиста Менегини, который продал бизнес, для того чтобы продвигать свою жену, которую боготворил – в 1957 Мария познакомилась с Аристотелем Онасисом - в 1959 развелась и стала открыто жить с Аристотелем - Кеннеди убили в 1963 – последнее выступление Марии было в 1965 - Жаклин (вдова Кеннеди) вышла за Аристотеля в 1968 – Аристотель умер в 1975 – Мария умерла в 1977 ведя затворнический образ жизни.На вышесказанном материале любой, кто действительно хотел снять что-то по мотивам биографии Каллас, мог бы это сделать без проблем.Чтобы заработала драматургия данной ленты создатели сознательно переврали тотально всё, в частности:- В фильме жирнейшим образом намекается, что Мария в период 2-й мировой занималась проституцией в оккупированных Афинах вместе с сестрой и под патронажем матери, тут даже сказать нечего.- Последнее выступление Марии было в 1965 г., что было связанно с потерей голоса, а умерла она в 1977 г., т.е. спустя 12 лет, в то время как в фильме говориться что «перерыв» составил 4,5 года и связан с каким-то конкретным заболеванием. Тут тоже без комментариев.- Первый муж Марии Джованни Баттиста Менегини был серьезным промышленником, который продал всё, чтобы вложиться в свою жену. В последние годы жизни она не могла о нем не вспоминать.- Аристотель Онассис, который в данном фильме назначен любовью жизни Марии, сам по себе заслуживает экранизации, однако в контексте данной ленты надо знать простой факт - он долго встречался с Марией, но никогда не предлагал выйти замуж, при этом при первой же возможности женился на Жаклин Кеннеди. В фильме же это дело извращено до того, что есть «воспоминание» в Котором Мария разговаривает с Джоном Кеннеди о том, что его жена и Аристотель буквально на кануне разговора спали вместе в отеле где происходит разговор.Каждый из вышеизложенных фактов – это прямое надругательство над памятью актрисы, однако на этом авторы не остановились и последние дни жизни человека, который фактически не выходил из дома, превратили в откровенный фарс, с целью натягивания биографии на какую-то свою заготовку.Честно до конца надеялся, что финал как-то намекнет что весь фильм - это своего рода путешествие по чертогам памяти увядающего сознания, что в принципе могло бы объяснить любые не состыковки, но нет. Фильм четко разделен на фактическую реальность и, скажем так, «дополненную». В таком виде «биографию» из жанров смело можно вычеркивать и крайне желательно вставить вступительную плашку о том, что создатели тут рассказывают о чем-то своем, только вдохновляясь великой актрисой, поэтому все совпадения с реальностью надо считать совпадением.Про мискаст в лице Анжелины Джоли даже писать не буду, т. к. если правильно понял логику создания фильма – он строился вокруг нее, однако если по задумке создателей, заманухой на фильм была исключительно Джоли, что почему нельзя было снять ровно тоже самое, но без упоминания Марии для меня осталось загадкой.Резюмируя скажу так – в сферическом вакууме это нормальная драматическая история, созданная по лекалам жанра и имя которой Легион. Конкретно у этой версии фишки 2 – Джоли, которая действительно хорошо сыграла и к ней, как и глобально к технической стороне проекта вопросов нет. Вторая же задуманная фишка – это биография великого человека, которая в процессе натягивания на сценарий, превратилась в уродливую пародию, которая к реальной биографии не имеет никакого отношения, что полностью нивелирует все положительные стороны проекта. ------ Примадонна ------ Опера - один из самых прекрасных и ценных видов искусства, а ее исполнителей и силу их таланта нельзя недооценить. Одной из них (можно сказать, и самой великой) была Мария Каллас, певица американо-греческого происхождения, которая в середине прошлого века подняла оперное исполнение на совершенно иной уровень. Она же и стала героиней нового фильма Пабло Ларраина в его триптихе-трилогии об известных женщинах, которые оказали огромное влияние на культурную, светскую, политическую жизнь, которые были законодательницами моды, которых обожали по всему миру, и... которые были бесконечно несчастны в личной жизни.1977 год. Мария Каллас, некогда величайшая оперная певица известная на весь мир, теперь живет затворницей в Париже в огромной квартире, заполненной театральным реквизитом, мраморными бюстами, обширным гардеробом и прочими безделушками. О ней заботятся двое слуг - дворецкий Феруччо и экономка Бруна, которые выполняют порой странные просьбы бывшей дивы, пытаются следить за ее здоровьем, делать множество комплиментов ее таланту и контролировать ее зависимость от таблеток. Сама же Каллас понимает, что прием таблеток вызывает у нее видения, но кажется она совсем не против них. Гуляя по Парижу, предаваясь воспоминаниям о своей сценической карьере и бурной личной жизни, и посещая аккомпаниатора в театре, Мария Каллас пытается восстановить утраченный голос и вернуть то, ради чего ей стоит дальше жить...Фильм не является байопиком в традиционном смысле слова: о биографии Марии Каллас здесь рассказано кратко и обобщенно. Вот ее роли в Норме, Пуританах, Медее, Мадам Баттерфляй, вот ее детство в оккупированной Греции, а вот ее знакомство с главной любовью всей ее жизни - Аристотелем Онассисом. Действие сконцентрировано на последних днях жизни некогда великой певицы, на нее рефлексии об прошедших годах, об ушедшей славе и об утраченном голосе, и главное, на ее эмоциональном состоянии, в котором она потакает своим видениям, своим воображаемым собеседникам, с которыми она вновь и вновь может делиться своими воспоминаниями, мыслями и душевной болью. И все это насквозь пропитано атмосферой оперных постановок - что делает фильм эстетически красивым. Все-таки такое неспешно-тягучее кино и должно быть красивым - чтобы у зрителей было достаточно времени, чтобы насладиться красотой осеннего Парижа, по которому не спеша гуляет главная героиня, или же полюбоваться восхитительными костюмами, где можно наблюдать как и фантастические сценические наряды, и роскошные меховые пальто, пышные платья и украшения, вдохновленные стилем (а некоторые прямиком из гардероба) самой Каллас (номинация Массимо Кантини Паррини на Оскар за костюмы будет вполне заслужена). И, самое главное, послушать знаменитые арии Casta diva, O mio babbino caro, Vissi d'arte, Sempre libera, Piangete voi, Ave Maria, которые довершают этот изысканный и возвышенный образ мира великой оперной дивы.В таком кино, где не так много действия, сюжетных поворотов и неожиданностей, все держится по большей части на актерской игре. И выбор Анджелины Джоли на роль Марии Каллас был определяющим. Несмотря на то, что у многих ее игра не оставила однозначного впечатления (некоторые утверждали, что она мол переигрывает), лично я осталась в полнейшем восхищении от ее образа Марии. На мой взгляд она буквально растворилась в роли - на мой взгляд это признак высочайшего мастерства (когда актер заставляет тебя забыть, что он играет эту роль, а практически становится тем, кого играет, пропуская эту роль через себя, проживая эту жизнь вместе со своим героем). Мария Каллас в исполнении Джоли предстает перед нами уже на закате своей жизни: дни ее блистательных выступлений остались в прошлом, ее голос не обладает такой же мощью как раньше, она живет затворницей, но Мария все еще нуждается в обожании публики, ей нужны комплименты восторженных почитателей (даже если они не слишком разбираются в опере) и ей особенно не хватает любви, потому она и потворствует своим видениям, в которых она видит уже скончавшегося возлюбленного и молодого журналиста, который постепенно в нее влюбляется... Трагедия Марии здесь заключена в том, что хотя она и оставила сцену, но все не может уйти с нее: в голове звучат музыкальные арии, видятся исполнители хора, а оркестр играет на улице под дождем, ожидая когда дива начнет петь... Не вызывает удивления, почему Мария так жаждет восстановить свой голос - хотя и наверняка понимает, что он не станет таким как раньше. Но все же, она не оставит попыток и в итоге споет свою главную арию...Мария - кино зачаровывающее, медлительно-тягучее, но удивительно красивое. Его стоит посмотреть не ради достоверных фактов из жизни великой оперной певицы, а ради эстетического удовольствия от великолепно игры Джоли, чудесной атмосферности, чарующей музыки и великого голоса Божественной Каллас.Приятного просмотра! ------ Падение феникса ------ Биографическая драма Пабло Ларраина о последних днях жизни оперной певицы Марии Каллас начинает историю с роковых моментов, чтобы во флэшбеках представить нам звезду, которая постепенно теряет свою уникальность. Возраст, проблемы со здоровьем и свои внутренние «демоны» сочетают в себе стервозный характер великолепной дивы оперной эстрады. Конечно, для полной биографии Марии не хватило 124 минуты хронометража, поэтому режиссёр уделил внимание на естественную степень угасания и вспоминания грехов.Подобный ход использовала Корали Фаржа в «Субстанции», чей пример угасающей звезды был ужасающе пугающий. Возвращение Анджелины Джоли на большие экраны, и сразу такой сложный байопик. Мария, которая выпускает на зрителя свои помпезные причуды, психи и странные просьбы. Её действиям есть основное, медицинское объяснение. Это для массового зрителя она великая Мария, а для её дворецкого и кухарки – заносчивая, грубая хозяйка, которая сходит с ума от безделья и тоски.Картина раскрывает прошлое певицы во время интервью журналистам, которые пишут биографию Марии. Тут и вступают в ход монохромные флэшбеки, из которых мы узнаём об отношениях Марии, о покорении высоких пьедесталов не без помощи влиятельных людей. Перед зрителем раскрывается человек, который жаждет поделиться своей историей. Великолепная операторская работа передаёт скрытые за оправой очков печальные глаза дивы. Мелкие элементы, которые позже смогут образовать переломный момент этой истории, уже присутствуют в повествовании. Сначала ты задаёшь вопрос сам себе, потом вроде свыкаешься с нелинейной системой режиссёра. Эта деталь, как «чеховское ружьё», выстрелит в третьем акте.Сложность для человека её масштабов осознавать свой упадок. Оружие, которое сражало наповал слушателей, может сыграть с женщиной злую шутку. Драматически в её жизни появляются постоянные врачи и обеспокоенные слуги. Это только на первый взгляд кажется, что кухарка Бруно старается поддерживать Марию духовно, а дворецкий Феруччо выполняет всю физическую и организационную работу. Два человека, которые остаются с Марией рядом, терпят её выходки и причуды. Вера в человека и воспоминания о былой славе раскрывают перед нами иную диву.Все видят в этой примадоне былую славу, в то время как Анджелина Джоли отыгрывает помешательства и загоны «от» и «до». Ключевым выступает то, что Мария не прослушивает свои старые записи, так как всегда стремиться к лучшему и понимает, что необходимо исполнять песни лучше предыдущего раза. А что делать, если сил уже не хватает? Здесь в биографию подкрадываются и психотропные вещества, и любопытные репортёры, что в итоге поражает и обескураживает зрителя.Флэшбеки акцентируют внимание на каких-то одних деталях, чтобы уже при помощи разговора дополнить эту историю. Как рассказ о жизни, выходит слишком слабо. Вырванные важные факты, конечно, интересны, но при просмотре чего-то не хватает. Хочется больше узнать о судьбе и о былой славе, но нам специально дают только кусочки, отголоски прошлого, чтобы показать, что из себя сейчас представляет Мария Каласс. Ужасающая правда о журналистах поражает так, что ты просто не веришь в эту реальность. Повествование специально оставило эту важную деталь на конец, чтобы больше добавить драмы и осознание неизбежного.Режиссёр Пабло Ларраин в 2023 году снял «Граф», что довольно сильно сменило его фильмографию, где основную часть занимают биографии женских персонажей («Спенсер» о принцессе Диане, «Джеки» о Жаклин Кеннеди), поэтому байопик о Марии Каласс вернул постановщика на свою тропу. По сути «Граф» был омажем на жизнь чилийского диктатора Пиночета. Так что тоже в своём роде байопик.«Мария» – это отличная игра Анджелины Джоли, это взгляд на закулисье творческих людей, которые, не смотря на всю славу и поклонников, вынуждены прозябать в одиночестве. Грустно! ------ Нет жизни вне сцены ------ Имя Марии Каллас знакомо пожалуй любому человеку, даже не увлекающемуся оперной классической музыкой. Так что снять биографическую картину, основываясь на личности великой оперной дивы двадцатого столетия - было изначально беспроигрышным вариантом. А если на главную роль взять Анджелину Джоли, то успех был гарантирован вдвойне. Картина снята очень размеренно, никаких ярких и потрясающих событий, никаких больших откровений, да даже, чёрт побери, ни одной 'постельной сцены' за два часа. И при этом смотреть кино приятно, ощущение такое, будто прикасаешься хотя бы ненадолго, хотя бы немного, к действительно 'большому искусству' в его абсолюте. Шикарные приёмы, компании 'только для своих' в которую вхожи лишь магнаты, президенты да артисты уровня Марии Каллас и Мерилин Монро - всё это чередуется с меланхоличными, полными одиночества и парижской роскоши последними днями на этой бренной земле величайшей артистки. Последние годы жизни Каллас были омрачены смертью Аристотеля Анасиса, главного мужчины её жизни, а главное, то, с чем она не могла смириться - потерей голоса по причинам, от неё не зависящим. В итоге погрузившаяся в депрессию дива ведёт полу-затворнический образ жизни, окружив себя лишь двумя преданными слугами да двумя пуделями. Принимать жестокую действительность ей помогают россыпи разнообразных таблеток, приём которых робко пытается контролировать её дворецкий. Он же, руководствуясь действительно лучшими побуждениями, настаивает, насколько вообще может настаивать слуга, на том, чтобы Каллас сдавала анализы и занималась своим, очевидно сильно сдавшим здоровьем. В общем, два часа хронометража под прекрасный саундтрек из выступлений настоящей Марии Каллас, отличную игру Джоли прошли незаметно, оставив после себя только лёгкую грусть о том, что всё это осталось где-то там, ближе к середине прошлого века.Чтобы моя рецензия не выглядела откровенными 'дифирамбами' напишу и пару слов о том, что мне в этой картине немного резало глаз. Первое - это 'вольности' создателей фильма с хронологией. В кино Каллас говорит совершенно определённо, о том, что она не выступает на сцене уже 4 с половиной года. И это неправда. К моменту своей смерти Мария Каллас не выступала уже более десяти лет. Зачем так искажать исторически точные цифры во время съёмки биографической картины - мне не понятно. Второе - я бы назвал некоторой вольностью допущение о галлюцинациях Каллас - с которыми она якобы общается, будто давая им интервью о своей жизни. Никто не знает доподлинно что там было на самом деле, каким было её психическое здоровье. Я бы всё-таки реализовал этот момент как-то иначе. Ну и третье (хотя это уже скорее просто моя придирка) - это сконцентрированность всей картины на фигуре Джоли. Может, я и несколько несправедлив, но мне казалось временами, что она переигрывала, будто бы в кадре присутствовало некое самолюбование уже не Марии Каллас, а именно и непосредственно Анджелины Джоли. Будто бы она старалась заявить себя как фигуру в мире искусства 'калибром' не уступающей той, о ком снята картина. Повторюсь, это сугубо личное впечатление, наверняка со мной многие не согласятся, и возможно, будут правы. В итоге могу сказать - картина получилась стоящая. Исключительно приятная глазу (и уху) с точки зрения эстетической подачи. И наверняка, кого-то просмотр этой работы подтолкнёт к тому, чтобы открыть энциклопедию и познакомиться поближе с историей жизни одной из величайших оперных исполнительниц прошлого.
|
Отзывы о фильме Мария