Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: В биографическом фильме будет рассказана история одной из самых титулованных советских спортсменок Ирины Родниной. Заслуженного мастера спорта по фигурному катанию, шестикратной чемпионки СССР, одиннадцатикратной чемпионки Европы, десятикратной чемпионки мира, трехкратной олимпийской чемпионки. О ее тернистом пути к высшим спортивным достижениям и знаменитой победе на Олимпиаде в США в 1980 году. По совету врачей родители Ирины отдают свою дочь на занятия фигурным катанием, чтобы она окрепла и набралась сил, но Ирина находит в спорте свою мечту и предназначение. Полностью поглощённая своей невероятной целеустремленности и полной отдаче, Ирина попадает в школу фигуристов ЦСКА, где сполна раскрывается то, что отличает ее от других спортсменов — невероятная сила духа и жажда победы. Когда наступает время парных тренировок, перед Ириной встает новая задача: вместе с партнером они должны сделать невозможное, перевернуть представление о фигурном катании, используя в своих программах сложнейшие элементы, которые до них никто никогда не делал. Пройдя через массу притирок и сложностей — от неприязни при первой встрече к абсолютному доверию и даже романтической симпатии — пара начнет свой путь к первой золотой медали…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.667 (10808)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.8 (24)
Разделы: Фильм, Биография, Драма, Спортивный
Год выхода: 2025
Название фильма: Роднина
Режиссеры: Константин Статский
Актерский состав: Владислава Самохина, Алексей Маклаков, Марат Башаров, Мария Миронова, Даниил Воробьев, Виктория Полторак, Иван Колесников, Фёдор Федотов, Игорь Петренко, Евгений Ткачук
Продолжительность фильма: 2 ч 14 мин
Производство: Россия
Сценарий: Анна Озар, Анна Трефц, Светлана Мигунова-Дали
Продюсер: Антон Златопольский, Юлия Сумачева, Тимур Вайнштейн
Оператор: Вячеслав Лисневский
Композитор: Павел Есенин
Художник: Марина Красновидова, Дарья Уфимцева, Екатерина Арефьева
Монтаж: Олег Гончаренко, Мария Сергеенкова
Затраты на съемки фильма: ₽ 425 000 000
Сборы в России: $2 475 791
Зрители: Россия - 530.4 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в России: 6 марта 2025, «Централ Партнершип»
Когда вся страна собирается у экранов, не взирая на время суток ------ Картина показывает историю побед непревзойденной советской фигуристки Ирины Родниной. Съемка фильмов по реальным событиям всегда ставит перед создателями сложную задачу – показать известную историю так, чтобы её было интересно смотреть на большом экране, но при этом не слишком сильно искажая фактический материал, чем часто грешат многие сценаристы и режиссеры. В данном случае с этой задачей авторы фильма отлично справились. Сюжет захватывает, а многие моменты пробирают до глубины души. Фильм посвящен фигурному катанию, невольно напрашивается сравнение с вышедшими ранее чисто художественными «Льдами». И они на самом деле во многом похожи: визуально, концептуально и даже в чем-то по сюжету. Однако разница между ними просто колоссальная - фильм о Родниной настоящий, и этим все сказано! В нем нет надуманных, натужно вымученных сюжетных линий, выдуманных героев и несуществующих соревнований. Зато есть реальная история великой фигуристки, настоящие чемпионаты мира и Олимпийские игры! С художественной точки зрения фильм также снят на значительно более высоком уровне.Сюжет картины в целом отражает наиболее знаковые события карьеры Ирины Родниной. Однако при внимательном сравнении легко увидеть некоторые искажения и упущения. Однако, в данном случае, это даже интересно. Учитывая, что Ирина Роднина являлась соавтором сценария, думаю, что как минимум часть отступлений внесены не столько для повышения зрелищности и экономии экранного времени, сколько отражают взгляд героини на изображаемые события спустя несколько десятилетий. Это придает картине дополнительный смысл, хотя в неё их и так немало.В фильме освещены два очень важных вопроса. Первый из них проходит тонкой нитью через весь сюжет – что такое фигурное катание: спорт или искусство? И фильм дает на него свой ответ. Такой же, как дала вся спортивная карьера Ирины Родниной, которая перекрывала штрафы за любые ошибки невероятной сложностью и скоростью программы. Такой же, как лично я увидел в финале Олимпийских игр 2018 года в Пхёнчхане когда Алина Загитова, благодаря великолепной технике и стальным нервам, смогла победить более хореографичную Евгению Медведеву.Второй вопрос носит намного более общий характер – ради чего спортсмены прикладывают неимоверные усилия на тренировках, за что они выходят на соревнования и выкладываются там за пределами человеческих возможностей? За призы, за награды, за Флаг и Гимн? Несомненно, но не только. Ответ на этот вопрос практически в самом конце фильма пробирает до глубины души и стоит того, чтобы его просто посмотреть.Особенно порадовало, что, в отличие от многих фильмов, ранее снятых про советский период истории нашей страны, в данной картине, полностью отсутствуют «ритуальные плевки» в сторону Советского Союза, ранее считавшимися нашими киноделами практически обязательными. И даже наоборот, фильм содержит лёгкую иронию по данному поводу. Роднина - настоящий фильм о великих людях, живших в великое время, без каких-либо оговорок и исключений. Возможно, что кто-то даже назовет его политической агиткой, но пусть это будет на их совести. Мне же очень хочется верить, что такой подход не является особенностью данной конкретной картины, а станет стандартом для нашей киноиндустрии. Также нельзя не отметить отличную игру Владиславы Самохиной, которой удалось отлично изобразить на экране сочетание в одном персонаже простой девушки с очаровательной улыбкой и в то же время опытной спортсменки, олимпийской чемпионки. Ярким и запоминающимся получился и образ её первого тренера Станислава Алексеевича Жука, но, вероятно, в фильме он показан намного более приятным человеком, чем был в реальной жизни.Из недостатков, помимо исторических неточностей, о которых сказано выше, можно отметить отсутствие в сюжете становления спортсменки в её ранние годы и несколько монотонную, затянутую первую часть, когда она выступает в паре с Алексеем Улановым. Однако потом события начинают развиваться с неимоверной быстротой, сравнимой только с темпом катания Родниной. Повествование захватывает с головой и почти 2,5 часа экранного времени пролетают совершенно незаметно. Несмотря на то, что результат заведомо известен, эмоциональный уровень при просмотре сцен со льда сопоставим с трансляцией реальных спортивных соревнований в прямом эфире, когда любая ошибка может стоить участникам мест. А финальная часть фильма представляет собой просто фантастическую кульминацию духа спортивных соревнований! Именно так должен выглядеть настоящий фильм о спорте!Также хотелось бы немного остановиться на названии фильма, которое, как это не странно, вызвало у меня немного смешанную реакцию. С одной стороны, во время просмотра оно вызвало самые положительные эмоции – герои заслуживают иметь свои имена, не надо их прятать за красивыми, но пустыми словами! Однако после просмотра я задумался о том, что до просмотра представлял себе фильм скорее, как почти документальную биографию, монотонное изображение спортивного пути героини, а не яркий и захватывающий художественный фильм. Так что, возможно, такое название и не слишком удачно с точки зрения продвижения. В заключении хотелось бы сказать, что, смотря подобные картины, невольно задумываешься - а зачем нам вообще чисто художественное кино, когда сама история нашей страны дает бесчисленное количество самых ярких сюжетов и великих героев? Лично мне хотелось бы видеть на экране как можно больше именно таких фильмов, показывающих реальные события нашей великой истории. И столь же высокого качества. ------ Шаблон на шаблоне и политическая повестка ------ «Роднина» – пример того, как снять дорогую, но абсолютно бездушную спортивную драму. Казалось бы, 425 миллионов рублей бюджета, топовые актеры, громкое имя легендарной фигуристки, по мотивам чьей биографии создавалось это «чудо» – что могло пойти не так? Абсолютно всё.Сюжет: шаблон на шаблоне и политическая повесткаИстория успеха советской спортсменки превратилась в приторную агитку, где спорту отведено второстепенное место, а все ключевые события выглядят так, словно их пересказал PR-отдел, ориентируясь не на драматургию, а на идеологический заказ. Всё здесь предсказуемо: юное дарование находит себя на льду, сталкивается с трудностями, побеждает вопреки всему – и всё это сопровождается максимально театральными диалогами и нулевой эмоциональной глубиной. Если бы в фильме пытались раскрыть внутренний мир героини, показать её терзания, психологическое напряжение, страхи – это было бы интересно. Но нет.Вместо этого зрителя кормят плакатными лозунгами и демонстрацией того, как Роднина преодолевает невзгоды исключительно силой воли. Героиня либо страдает, либо побеждает, без каких-либо оттенков и нюансов. Всё сводится к примитивной схеме «было тяжело – но я справилась». Измена партнера? Упомянуто вскользь. Конфликт с тренером? Разрешается так быстро, что не успеваешь задуматься, в чем его суть. Болезнь? Просто очередное препятствие, которое решается через очередной монтажный кадр с тяжелыми тренировками под пафосную музыку.Режиссура: «глянцевый спорт» без эмоцийКонстантин Статский старательно копирует всё, что мы уже видели в российских спортивных драмах, но делает это настолько безвкусно, что временами кажется, будто смотришь рекламу банка, а не художественное кино. Красивые кадры? Да, есть. Но за ними – пустота. Визуальная часть фильма напоминает полированный лед, который блестит, но так же скользок и безжизненен. Сценарные ходы повторяются из раза в раз, сцены эмоциональных переживаний выглядят натянутыми, а моменты триумфа – абсолютно безразличными, потому что герои не вызывают сочувствия.Актерская игра: мимо кассыВладислава Самохина в главной роли действительно старается, но ей попросту нечего играть. В её исполнении Роднина – не живой человек, а статуя, застывшая в одном выражении лица: «сильная духом». Остальной каст – стандартный набор второстепенных персонажей, которые появляются лишь затем, чтобы сказать пару фраз и исчезнуть. Евгений Ткачук, Иван Колесников, Мария Миронова – все они как будто играют в разных фильмах, не взаимодействуя друг с другом. Никакой химии, никакой правды – только сухая отработка текста.Итог: фильм, который забудут через неделю«Роднина» – это кино, в котором есть всё, кроме души. Оно претендует на статус мотивационного байопика, но по факту оказывается серой массой из штампов, недосказанностей и стерильных эмоций. Ни ярких сцен, ни запоминающихся диалогов, ни действительно мощных актёрских работ. Всё, что остаётся после просмотра – ощущение, что тебя обманули, продав под видом «истории великой спортсменки» очередной пустой коммерческий проект. за красивые костюмы и операторскую работу. Всё остальное – провал. ------ Пропаганда нашего времени ------ 'Русских никто нигде не ждет', 'Мы не должны отвечать на провокации', 'Нас все ненавидят' - кажется, это главные идеи авторов, тщательно высказанные в занудно повторяющихся итерациях, благородных сценах с русскими спортсменами, и, конечно же, жующими жвачку хамоватыми американцами. Спортивная тематика выражена классическими тезисами жесткой конкуренции: 'Ты должна выступать, потому что этого ждет вся страна', 'Старайся, пока не получится', 'Пока не будет результата - не возвращайся'. Ни единства и поддержки спортсменов по миру, ни уважения труда каждого, кто доходит до больших соревнований, ни любви к спорту как искусству - всего этого и в намеках нет в данной картине. Раскрытия главной героини не случается: она молчит почти всегда и везде, судить о ней следует по поступкам и эмоциям, которые она переживает. Изменения не происходит: ее поведение и страхи в начале фильма, где ей 20 и она неизвестна не отличаются от поведения годами позже, признанной чемпионки, уже матери ребенка. Что, впрочем, вопрос к сценарию и задаче, нежели самой актрисе. Если не ходить в смыслы, то технически можно найти, за что похвалить: красивые кадры, художественная работа, передающая советскую новогоднюю эстетику, цветокоррекция, изящно выравнивающая всю картину, игра актеров второго плана.Хорошо подсвеченный набор стереотипов хорошо смотрится в комедии, однако в драме, отражает специфику времени. В общем, кино не досмотрели, из кинотеатра ушли. ------ Заявка на эмоции, но вместо эмоций - анекдоты ------ Отрывок в конце фильма с реальными кадрами победы Родниной был эмоциональнее, чем большая часть фильма.Мне понравилось описание фильма на сайте кинотеатра: 'родители отдают болезненную дочь Иру'... и, соответственно, условное разделение фильма на две части: 'до' болезни и 'после'. Меня очень трогают истории о людях, которые восстанавливаются после болезней и находят в себе новые ресурсы: в 'Родниной' была отличная заявка на такую историю. Сама по себе эта история – восстановления (да еще какого!) после травмы – крутая и нереальная.Но в фильме мне не хватило ни болезни, ни восстановления после нее. Восстановление после болезни заняло меньше экранного времени, чем разминка-'соревнование' с американцами на финальной олимпиаде; само это восстановление показалось мне внезапным 'чудом': была буквально пара кадров страдания, а затем снова все прекрасно. Не хватило кризисного переживания, переосмысления ценностей главной героини, хотя бы нарезки под музыку ее восстановления, что ли. И, возвращаясь к главной 'затравке' фильма, на которую я попалась: мне бы хотелось, чтобы акцент был больше сделан на Родниной, ее истории, эмоциях, ее борьбе и труде, болезни. Не на окружении. Это главное, что меня расстроило в фильме.Меня раздражало, что акцент сделан на анекдоте на свадьбе, а не на самой свадьбе; на, опять же, разминке-'соревновании', а не на 'слезе чемпионки'; во время непосредственно олимпиад – на реакциях зала или окружения, а не на самой Родниной и ее катании. Мне хотелось больше непосредственно Родниной, вот! Возможно, здесь я раздражаюсь зря, но меня раздражало, когда сцены выступления фигуристов, абсолютно чудесные, прерывали показом реакции зала или окружения. На мой взгляд, крупный план Родниной был бы чудеснее: ее переживания, ее эмоции, ее боязнь. Я расстроилась, что финальное выступление вообще практически не показали – и это грустно, потому что я была бы готова посмотреть его еще раз. Это же было совершенно иное выступление, с совершенно другими эмоциями, но, увы. Фильм красивый и вдохновляющий, но мне хочется больше, я считаю, что потенциала в истории Родниной больше, чем получилось уместить в фильм. Финальный видеоролик с реальной записью Родниной и ее 'слезой чемпионки' – то, что меня растрогало и сняло мое раздражение на концовку. Фильм не оставил равнодушной. Отношения главной героини с тренером меня очень растрогали, и сама история заинтересовала, и, вот, даже вынудила написать рецензию.
Места съемок — Москва и Екатеринбург.
|
Отзывы о фильме Роднина