Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: В фильме Вы увидите историю, которая рассказывает про профессора философии. Наш герой пребывает в экзистенциональном кризисе, но все меняется после того, когда он пускает свою жизнь в новое русло. Учитель закручивает роман со своей студенткой. Что с этого выйдет Вы узнаете, посмотрев фильм Иррациональный человек... Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла. На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит ее из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда, Роя… Все меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.829 (83813)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.6 (68378)
Разделы: Фильм, Драма, Комедия, Криминальный, Мелодрама
Год выхода: 2015
Название фильма: Иррациональный человек
Иностранное название ленты: Irrational Man
Режиссеры: Вуди Аллен
Актерский состав: Бетси Айдем, Элли Галлерани, Хоакин Феникс, Кэтлин Семер, Эмма Стоун, Джо Степлтон, Паркер Поузи, Бриджетт Ланди-Пейн, Джейми Блэкли, Нэнси Кэрролл
Продолжительность фильма: 1 ч 35 мин
Производство: США
Роли дублировали: Александр Новиков, Станислав Тикунов, Татьяна Шитова, Ирина Киреева, Дмитрий Полонский
Сценарий: Вуди Аллен
Продюсер: Летти Аронсон, Хелен Робин, Рон Чез
Оператор: Дариус Хонджи
Художник: Санто Локосто, Карл Спрэг, Сьюзи Бензингер
Монтаж: Алиса Лепселтер
Затраты на съемки фильма: $11 000 000
Сборы в США: $4 030 360
Сборы в мире: + $23 360 724 = $27 391 084
Сборы в России: $744 950
Зрители: Франция - 970.3 тыс, Италия - 491.2 тыс, Германия - 85.5 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: R
Премьера в мире: 15 мая 2015
Премьера в России: 13 августа 2015, «Централ Партнершип»
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 1 февраля 2016, «НД Плэй»
Выход в прокат фильма на DVD: 1 февраля 2016, «НД Плэй»
А судьи кто? ------ Новый календарный год - новый фильм от признанного маэстро. Уже довольно давно поклонникам творчества Аленна известно, что режиссер сказал все, что хотел, и теперь, как правило, просто-напросто смешивает прежние истории, получая новую смесь. Стоит заметить, по-прежнему с приятным послевкусием. 'Иррациональный человек' в завязке своей до боли напоминает 'Мужей и жен', однако на этот раз Аллен не решается слишком долго мучить зрителя экзистенциальными страданиями главного героя на фоне романа со студенткой и сразу окунает нас в драматичный круговорот а-ля 'Матч Поинт' и, возможно, 'Проступки и преступления'. Что, в принципе, не удивляет, поскольку творчество Достоевского так и норовит выскочить из-за каждого угла фильма. Пустые сердца наполняются сплетнями.Айб Лукас, профессор философии, за последний год потерял всякий интерес к жизни. Он не встречается с женщинами, не чувствует вкуса еды, забросил свое тело, а в особо веселые вечера играет в русскую рулетку на глазах у собственных студентов, среди которых присутствует Джилл, настолько восхищенная его умом, что готова расстаться с любимым молодым человеком.Можно ли среднему классу судить гениев?И вот, в самый обычный день в самой обычной закусочной он со своей поклонницей подслушивает разговор женщины, которая находится на самом краю. Внезапно главный герой осознает, что его призвание в жизни - быть (весьма своеобразным) Робин Гудом. А все, что происходит далее, как говорится, лучше один раз увидеть...Справился ли Аллен с задачей передачи настроений героя? И да, и нет. Нотки циничного и черного юмора, звучащие под аккомпанемент фортепиано на протяжении всего фильма, не дают возможности быть уверенным в серьезности повествования, пускай рассказчик и поднимает вопросы, мучившие еще самого Канта. Хоакин Феникс и Эмма Уотсон сыграли поразительно настолько, насколько способны. И все же, между ними двумя какой-либо химии на экране не возникло. Возможно, так было задумано, дабы показать одержимость Айба Лукаса своим лечением от хандры. Несмотря на все, лента смотрится крайне свежо. Более того, в фильме никто даже не ходит к психиатру.Фильмы Вуди Аллена - как бутылочка хорошего вина. Всегда подойдет для приятного вечера, а иной раз так ударит в голову, что никогда не забудется. 'Иррациональный человек' является еще одной такой бутылочкой в коллекции ценителей. Но, перефразируя Айба Лукаса, скажу, что каждый должен понять сам, чем именно является для него данный фильм. ------ Феминизация Достоевского ------ Минусы:1) Мотивация главного герояК минусам можно отнести мотивацию Лукаса. Он случайно услышал разговор женщины которая не может поделить детей с супругом, а судья принял сторону отца. И на основание этого подслушанного разговора Эйб (которого все считают умным) решает, что судья законченный мерзавец. Он даже не пытается глубже вникнуть в суть дела, выслушать объяснения второй стороны. Мы ведь ничего не знаем ни об этой матери, (обиженная женщины в приступе мести может выставить прекрасного отца исчадием ада), ни об отце, ни о наличии коррупции. Может быть детям будет лучше с отцом, и судья, который ознакомлен с обстоятельствами дела гораздо лучше Лукаса, выносит решения в интересах детей. Но гениальный Лукас по какой-то причине безоговорочно занимает сторону женщины и решает лишить жизни судью, даже толком не изучив дело. Вместо этого он почему-то начинает наводить справки о личной жизни судьи, а не о деле, которое он рассматривает.2) ФеминизмЧтобы говорить о феминизме, достаточно того, что судью убивают за решение об опеке над ребёнком в пользу отца. Ведь в мировой судебной практике это большая редкость. В большинстве случаев ребёнка оставляют с матерью, если та не законченная алкоголичка/наркоманка, либо ещё какой асоциальный элемент. А здесь судья идёт против системы, возможно он настоящий герой, который выносит решения не на основании общепринятой практики, а исходя из интересов детей.Правда это не единственный момент. В этом фильме женщинам всё сходит с рук и из-за них страдают невинные люди. ДжилУ Джил есть парень, но она без зазрения совести заводит роман на стороне с Лукасом, причём, продолжает врать Рою до момента, пока об её отношениях на стороне не становится известно всему кампусу.И даже когда девушка узнаёт о поступке Эйба она продолжает его прикрывать. Я надеялся, что финальное противостоянии закончится иначе, это был бы несомненный плюс сюжету.РитаЕщё одна любовница Лукаса, которая без зазрения совести наставляет рога мужу и тот закрывает на это глаза. Морально-нравственный облик героев этого фильма мягко говоря не лучший. Я бы не удивился, если после развязки муж принял бы её назад и сам же извинился за свою слабохарактерность.ПлюсыК плюсам картины можно отнести актёрскую игру, особенно в момент с русской рулеткой. Ближе к финалу мы всплывают наружу истинные мотивы героя. Он совершал убийство не ради справедливости, а для себя, чтобы эта встряска вернула ему вкус жизни, тогда к чему было столько пафоса в речах о высшем благе? В итоге мы получаем фильм на один раз. ------ Достоевский Поинт ------ Эйбу Лукасу всё осточертело. Профессор философии чего только не повидал в своей жизни, а теперь стоит перед кафедрой и кидается в аудиторию цитатами из Сартра, Канта и Кьеркегора. Для существования нужно топливо, а его у Эйба нет. Есть алкоголь, но на нём далеко не уедешь. Профессор, может, и дальше спивался бы, погружаясь все глубже в недры своего разума, но случайно услышал в кафе, как мать двоих детей жалуется своим друзьям на нечестивого судью. Профессор философии тут же решает: помогу ей 'реальным делом'. Через несколько недель труп судьи находят в местном парке. Его отравили цианидом.В 'Иррациональном человеке' Вуди Аллен в очередной раз отходит от излюбленных методов интеллектуальной комедии и возвращается к драматическим экспериментам. Если не считать 'Жасмин' двухгодичной давности, в последний раз такое режиссёр проделывал в середине нулевых, снимая 'Мечту Кассандры' и, главным образом, 'Матч Поинт'. Последний собрал одну из самых больших касс за всю карьеру режиссера и был просто с ног до головы облизан критиками, к тому времени, казалось, окончательно разуверившимися в том, что Аллен умеет снимать хорошо и серьёзно одновременно. С 'Жасмин' же новый фильм Вуди роднит общая природа, это, своего рода, свободные пересказы классических произведений. Два года назад это был 'Трамвай 'Желание', ныне - 'Преступление и наказание' Достоевского. Впрочем, и у того же 'Матч Поинта' были свои литературные опоры, так что в этом плане ничего не меняется. История, если хотите, сделала очередную петлю. Даже в том, что режиссер взялся за Федора, нашего, Михайловича, ничего удивительного нет. Аллен известен, как неплохой знаток и чтец русской литературы, отсылки и аллюзии на отечественных классиков в его работах - дело обычное. То есть, вроде бы по всем статьям Аллен делает движение по проторенной дорожке. И тем не менее, что-то идёт не так, как обычно. Что-то не складывается. Причем, не складывается вполне реально, а не так, как в 'Матч Поинте', когда режиссер просто взял и снял практически идеальное кино, которого до этого никогда не делал. Так что же случилось? Может, проблемы жанра? Вполне может быть. 'Иррациональный человек' - крайне редкий случай, когда традиционное смешение жанров не влияет на картину положительно, местами, напротив разбивая то, что должно завораживать и цеплять. В картине Аллен сталкивает лбами мелодраму и эдакий детективный триллер, делая основную ставку на второе. Это не столько 'американское прочтение', о котором можно подумать, и не попытка сделать Достоевского более кинематографичным. Это решение вполне в духе 'Преступления и наказания', даже несмотря на то, что в романе любовь в итоге всё и решила, пусть даже и будучи перемешанной с чувством вины. Но проблема в том, что у Аллена мелодрама реально портит жизнь детективу. Одним из важнейших достоинств романа Достоевского является то, что читатель полностью концентрируется на чувствах и переживаниях Раскольникова после совершенного. Писателем это доведено до такого совершенства, что многое попросту становится второстепенным или неважным, возникает огромное напряжение, за счет чего и появляется интерес. Этого состояния Аллен поймать не сумел. Вводя в сюжет сцены то со студенткой, то с преподавательницей, забивая ими всё повествование, потом снова ненадолго возвращаясь к главному герою, и снова уходя от него, он теряет всю дрожь, мандраж, испытываемый убийцей на 'длинной дистанции'. Аллен пытается прикрыть это тем, что дрожи никакой и нет, на самом деле, окей, ладно, но и это состояние прочувствовать полностью он не позволяет. Даже закадровое повествование построено Алленом от лица двух человек: самого Лукаса и студентки. Их посменный внутренний монолог предлагает зрителю надеть маски сразу двух человек, а значит - никого толком не понять.Вуди, при этом, обходится со своим материалом еще и довольно грубо, как бы поспешно. Где-то через закадровый монолог зрителю сообщается то, что можно было бы сообщить через происходящее на экране, или даже то, что он, в принципе, мог бы понять и сам. Да, сказывается привычная многословность Аллена, но здесь это делает фильм чрезмерно прямолинейным и, по правде говоря, не очень интересным. Как, например, и введенная в сюжет книга Достоевского, найденная на столе у главного героя. Ну, честное слово, какое дело должно быть пациенту до того, по какой методике его оперирует хирург? В фильме слишком много несоответствий, недочетиков, шероховатостей, и это всё очень нехарактерно для режиссера, он так со своими картинами никогда не обходился. Да, они всегда слегка непричесанные, но 'Иррациональный человек' на фоне всего остального творчества Вуди - это просто копна взъерошенных волос, с которой даже дома как-то не комильфо ходить, так и тянет причесаться. Вот что по-настоящему грустно: фильм Аллена, даже если оставить Достоевского с его философией в покое, выглядит не особо ладно скроенным. И, конечно, начинаешь думать, почему так. После заключительных титров промелькнет где-то мысль: 'А, может быть, это того шутка?'. Зная Аллена, вполне можно предположить, что так оно и есть, и какой-то элемент стёба в фильме присутствует, и что на самом деле он гораздо тоньше, чем притворяется. Но думать так, пожалуй, смогут только самые оптимистичные фанаты режиссера, не готовые признать, что Аллен, помимо кучи шикарных, самобытных картин снял еще и довольно много проходного материала. Которым 'Иррациональный человек', по всей видимости, и является. Грустно, конечно, но, с другой стороны, когда, будучи почти 80-летним, раз в год делаешь фильмы неизменно приличного, а то и фантастического качества, нет-нет, а в какой-то момент заданного напряжения не выдержишь. Ничего страшного, бывает. В конце концов, всем всё уже за это время доказал. ------ Иррационально ------ Главная проблема “Иррационального Человека” в том, что Аллен не чувствует свой фильм. Для него это сборная солянка, шаблон, который он забил своими мыслями и сценарными решениями, не обращая внимания на их несочетаемость, неуместность, неполноценность. Его не оправдывает и тот факт, что эти шаблоны им же и были придуманы, напротив - это показывает неспособность создать новые образы в 2015 году. В ленте хватает и хорошего, и приятного, но все это тонет в томном, нудном, душном диалоговом болоте, теряется за пустыми персонажами и остается незамеченным из-за технической небрежности. Трудно поверить, но персонажей в фильме, где диалоги почти не прерываются, можно назвать непрописанными. Перед нами просто архетипы, образы - образ мудрого учителя и “алленовской девицы”, некогда созданные и теперь без чувства меры и вкуса используемые режиссером. Когда один герой выдает противоречащие друг другу реплики, ожидается, что из этого выльются новые размышления и внутренние конфликты, но этого не происходит. Все действия, характеры, слова и рассуждения никак не связаны - персонажи просто слепленные по заготовке сосуды, наполненные фразами и мыслями, зачастую несовместимыми. И со второстепенными персонажами все ужасно: ненужные и непримечательные, они появляются без причины, говорят немного и исчезают, оставляя после себя только вопрос: “зачем”? Создается ощущение, что смотришь скетч-шоу без приглашенных звезд и шуток.Обидно за великолепных Хоакина Феникса и Эмму Стоун, для которых это кино могли стать площадкой для демонстрации своих потрясающих актерских способностей. Из-за угробленных персонажей таланты и старания тратятся на ветер, а некоторым зрителям перформансы даже покажутся примитивными только лишь потому, что беднягам было по сути некого отыгрывать. Картина поднимает всем известные вопросы о смысле жизни, моральном праве, злодеянии ради благой цели. Очевидные ответы на них мало кому покажутся откровением: если вы в школе разбирали “Преступление и наказание” - новой пищи для размышлений Вуди Аллен вам не подкинет. Хорошо хоть, что лента не кажется претенциозной или выезжающей за счет острых словесных конструкций и главного героя “себе на уме” - отнюдь. Идеи в фильме есть, но они не получают никакого развития, и посему не работают. Недостаточно просто выплюнуть какие-либо тезисы на пленку, их нужно преподносить, связывать, наделять самостоятельностью. “Иррациональный человек” кичится упоминаниями Достоевского, Канта, Ницше, Кьеркегора, а сам выглядит жалко в попытке связать все разбросанные фразы и мысли в конкретные позиции и выводы. На зрителя обрушивается несметный поток диалогов, каша из слов, большая часть из которых - бесполезный мусор. Чтобы осмыслять услышанное, анализировать и интерпретировать его, приходится копать; а когда начинаешь копать, становится понятно, как все непроработанно, нелогично, и, самое главное, бессмысленно и пусто. Вдобавок кино перестает восприниматься как диалоговое с началом детективной линии, которая просто обрывает всю слабо связанную чепуху, изливаемую на нас с экрана и превращает происходящее в посредственный пшик прямиком из двухтысячных.Что сделано неплохо - так это общий трагикомический тон. Даже когда на экране происходят грустные или отталкивающие события, фильму удается сохранять легкий настрой. Передается это не через юмор, нет: видно, что Аллен все пытался преподнести с иронией, посмеиваясь и над героями, и над происходящим, но улыбаться вы будете разве что из вежливости и уважения к некогда гениальному режиссеру. А настрой передается исключительно через музыку и сеттинг, и эти элементы по отдельности также спорны. Если музыка поначалу кажется неплохой, то вскоре начинает зацикливаться и резать слух повторениями и своей дешевостью (саундтрек здесь на уровне музыки, играющей в торговых центрах) а сеттинг… Вылизанный нежный мирок летних домиков, пикников и парков, обрамленный пастельной цветовой палитрой, делает картину похожей на нереалистичную сказку, что диссонирует с философскими потугами и стремлением опираться на жизненные реалии. Но любителям неглупого драмеди в наше тяжелое время остается довольствоваться только этим.“Иррациональный Человек” - это диалоговое кино, старающееся выезжать на сильных персонажах и философских мыслях. Как ни печально, но оно проваливается по многим фронтам. Неудачные элементы картины, словно домино, рушат соседние: из-за детектива страдают персонажи, из-за персонажей страдают актеры… А в итоге страдает и зритель. ------ ДОСТОЕВСКИЙ И ПАВЛИК МОРОЗОВ ПО-АМЕРИКАНСКИ ------ Просмотр более позднего 'Coup De Chance' напомнил мне о том, что я еще не видела много фильмов Вуди Аллена. Что ж, буду наверстывать упущенное.О серьезном Аллен, как всегда, рассказывает с налетом иронии и даже сюрреализма. Примечательно, что рассказ в «Иррациональном человеке» ведется от двух разных лиц, представляя зрителю две разные точки зрения на одни и те же события.В сорок пятом фильме Вуди Аллена Хоакин Феникс предстает перед зрителем необычно упитанным. Поначалу мне даже казалось, что на живот ему приклеили подушку, однако потом все подозрения об искусственном происхождении лишнего веса профессора философии рассеиваются. Хоакин Феникс, прибавивший килограммы по собственной инициативе в процессе вживания в роль, считал, что именно так, с пузом, должен выглядеть человек, страдающий от микса депрессии и затянувшегося кризиса среднего возраста. Я всегда восхищалась актерами, которые ради роли решаются на такие радикальные изменения своей внешности. Да что там лишние килограммы, кажется, что даже блеск в обычно очень живых глазах Феникса потух.Стоило ли воспрять к жизни, чтобы потом так бездарно все закончить? И опять любимые рассуждения режиссера о роли случая в нашей жизни. Услышанный в кафе разговор – случайность или нет? Да! Потакание желаниям избалованной студентки - случайность или нет? Конечно, нет! Студентка Джилл боготворила своего странного преподавателя Эйба, пока его странности не пошли в разрез с ее тесным мирком. Если вспомнить Федора Михайловича, упоминавшегося в фильме и явно любимого самим Вуди Алленом, то студентка предпочла быть тварью дрожащей, несмотря на вроде бы всяческую прогрессивность ее взглядов в теории. А преподаватель предпочел «право иметь». Мистер Лукас и правда очень необычный преподаватель философии. Он заявляет, что одних философских рассуждений мало. Чтобы что-то изменить, надо действовать. А то языком болтать то все горазды, а вот как до дела дойти – так кишка тонка. И именно проверку на «тонкость кишки» Джилл в отличие от Эйба и не проходит. По сути, Джилл была влюблена не в самого Эйба, живого человека со своей жизненной философией и своеобразными поступками, а в тот интригующий образ Эйба, который она создала в своем воображении. И как только образ Эйба начинает отличаться от реального Эйба, Джилл становится очень некомфортно – романтическое амплуа несчастного философа резко перестает ее «штырить». В начале фильма Джилл демонстративно переживала за Эйба и всем об этих переживаниях в красках, с твиттеровской картинностью рассказывала, что и дало толчок ее влюбленности. Но я бы сказала, что ей просто нравилось переживать по причине отсутствия ярких эмоций, как некоторым людям нравится бояться. Все ей давалось излишне легко – учеба, внимание бойфренда, обожание родителей, а вот австралийский психолог Джудит Лок считает, что современным молодым людям очень не хватает чувства свершений. Проблему, возникшую во второй части фильма, можно было бы вполне решить. Можно было бы написать анонимное письмо в органы правопорядка, придумать алиби. Но правдорубка Джилл, к тому же исповедовавшая юношеский максимализм, не захотела пораскинуть мозгами, она лишь грозилась поступить как американский Павлик Морозов – только правда и ничего кроме правды. Хотя она вполне могла утолить свою жажду правды в более мягкой форме. В отношении критиков к персонажам «Иррационального человека» существует некоторая клишированность. Эйбу в рецензиях приписываются исключительно мизантропские черты. Ок, пусть он мизантроп, циник, алкоголик, импотент и кто-то там еще. Но чем лучше него Джилл, влезающая в его отношения с другой обитательницей кампуса – Ритой - и рушащая возможное счастье этих двух людей? Ради какой такой высокой цели делает это Джилл? Да просто ради своих хотелок! Причем, Эйб с самого начала предельно честен со всеми, особенно с дамами, никого не вводит в заблуждение, ничего не обещает и не пытается казаться лучше, чем он есть. А вот от обывательской хорошести Джилл просто воротит. Так же, как и от ее святой уверенности, что вот у нее то взгляды такие широкие, что шире не бывает. Она получает хорошие оценки и демонстрирует неплохие знания. Однако, на этом все и заканчивается – знания не откладываются в жизненную копилку. В душе она остается просто зубрилкой. Знания, к сожалению, не имеют для нее практического выражения и не позволяют жить с широко открытыми глазами. Она – типичное дитя провинциального университетского городка, выросшее там вместе со своими родителями-преподавателями и впитавшее в себя все его запыленные устои. Что уж тут говорить, континентальная (европейская) философия, преподаваемая Эйбом Лукасом, не ложится на американскую почву. Некоторые критики назвали «Иррационального человека» проходным фильмом Аллена. Я же вижу в нем сатиру на американское общество – вроде бы такое продвинутое и просвещенное, но не способное выйти за пределы умственных шор, которые оно само на себя же и одевает.
Хоакин Феникс набрал перед съёмками почти 15 килограммов веса, будучи твёрдо уверен, что его персонаж должен выглядеть именно так. ------ Второй подряд фильм Вуди Аллена, в котором он снял Эмму Стоун. ------ Первый фильм Вуди Аллена, в котором снялся Хоакин Феникс. ------ Первая роль Софи фон Хэйзелберг в художественном фильме почти за четверть века. ------ Пятый по счёту и третий подряд фильм Вуди Аллена, снятый в анаморфированном формате «Синемаскоп» (отношение ширины кадра к высоте 2.35:1). ------ Эпизоды в вымышленном университетском городке сняты в реально существующем университете в Ньюпорте, штат Род-Айленд. ------ Четвёртый фильм Вуди Аллена, в котором обыгрывается тема преступления и наказания. Первыми тремя стали «Преступления и проступки» (1989), «Матч Пойнт» (2005) и «Мечта Кассандры» (2007). ------ В определённой степени фильм «Иррациональный человек» (2015) является современным изложением романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» (1866). ------ Пиетет Вуди Аллена перед русским писателем Фёдором Достоевским проявляется в двух эпизодах фильма. В одном Эйб восклицает: «Прав был Достоевский!» (относительно представлений о жизни самого Эйба), в другом Джилл находит на столе Эйба открытый роман «Преступление и наказание». ------ За основу сюжета взята идея фильма Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951) — убийство, которое совершает незнакомый с жертвой случайный человек, чтобы следствие зашло в тупик в поисках мотива преступления. Как и в фильме Хичкока, часть сюжета фильма «Иррациональный человек» разворачивается в парке развлечений.
|
Отзывы о фильме Иррациональный человек