Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Захватывающий проект, рассказывающий историю знаменательного Бонапарта, его удивительного взлета к славе и мощи. Перед нами предстанут уникальное видение его биографии и неизвестные события его жизни. Драма сконцентрируется на сильной и непростой личности отчаянного смельчака и его отношениях с Жозефиной, любовь которой оказалась явственным двигателем его достижений. Несмотря на преграды, он продемонстрирует необычайную решимость в своих усилиях стать лидером и преодолеть любые препятствия. Занимательный рассказ покажет его великие победы и трагические поражения, его доблесть и слабости, которые сделали его таким противоречивым и интересным. Военное кино разоблачит множество секретов и моментов, влияющих на его решения, а также раскроет его душевные страдания, связанные с невозможностью иметь наследника. Лента представит настоящую сагу о непростых взаимоотношениях Наполеона, его стремительных подвигах и принесет зрителям массу удовольствия и удивления. Эта кинокартина станет поистине ярким и необычным взглядом на судьбоносные хитросплетения одного из самых известных императоров эпохи.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.301 (19814)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.5 (90810)
Разделы: Фильм, Биография, Военный, Драма, Исторический
Коллекции: Биографии
Год выхода: 2023
Название фильма: Наполеон
Иностранное название ленты: Napoleon
Режиссеры: Ридли Скотт
Актерский состав: Эдуар Филиппонна, Марк Боннар, Пол Рис, Тахар Рахим, Ванесса Кирби, Риана Дьюс, Хоакин Феникс, Руперт Эверетт, Людивин Санье, Бен Майлз
Продолжительность фильма: 158 мин. / 02:38
Производство: США
Роли дублировали: Юлия Рудина, Александр Койгеров, Максим Сергеев, Антон Денисов, Владимир Маслаков
Сценарий: Дэвид Скарпа
Продюсер: Кевин Дж. Уолш, Марк Хаффам, Ридли Скотт
Оператор: Дариуш Вольски
Композитор: Мартин Фиппс
Художник: Артур Макс, Петра Балог, Клаудио Кампана
Монтаж: Сэм Рестиво, Клэр Симпсон
Слоган: «Он пришёл из ниоткуда. И завоевал всё»
Сборы в США: $61 400 175
Сборы в мире: + $155 636 092 = $217 036 267
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: R
Премьера в мире: 14 ноября 2023
Абсурдный фарс: итог Наполеоновских планов Ридли Скотта ------ Кинематограф превратил Наполеона в самую киногеничную историческую личность, посвятив ему и его эпохе рекордные 1000 фильмов. В 21 столетии один из величайших правителей человечества не менее притягателен для потомков, чем для современников. Ветеран британского кино, 85-летний Ридли Скотт, также решил посвятить императору французов одну из глав своей режиссерской фильмографии. 150-минутное полотно, снятое в формате кино-биографии – байопика – не оправдывает заявленных амбиций. Беспрецедентный биографический материал, превосходящий самую изощренную беллетристику, Скотт умудряется превратить в сбивчивый, бессвязный и унылый памфлет, изнуряющий своим художественным обскурантизмом и просто непостижимым историческим невежеством. Дискредитировать свой творческий статус такой поверхностной и непродуктивной эксплуатацией исторической славы Наполеона не осмелился ни один режиссер за все 125 лет существования наполеоновской кинолетописи, начатой еще братьями Люмьер. Пытаясь оправдать несостоятельность фильма, Скотт акцентирует не исторический, а развлекательный компонент, не удовлетворяя жанровым стандартам масштабности блокбастера и потрясая антиисторичностью своего киносуррогата.Уже в начальной сцене присутствие Наполеона на казни Марии-Антуанетты абсурдно, поскольку в тот период он находился на Корсике. Осада Тулона из сенсационного захвата самого неприступного форта Европы превратилась в жалкую стычку, внедрив навязчивую выдумку о том, что Наполеон прикрывал уши во время канонады. С Жозефиной Наполеон познакомился не летом 1794, когда он сидел в тюрьме, а осенью 1795 без выдуманных сентиментальных интерлюдий о шпаге казненного отца. Египетский поход осквернен дешевой инсинуацией относительно обстрела пирамид. Скотт упорно глумится над Наполеоном, непримиримым врагом Британии, и, упоенно фантазируя, в эпизоде переворота 18 Брюмера спускает Бонапарта с лестницы. Наполеон сам возложил корону, что было обговорено с Папой, и не произносил речей, а фигурирующая в сцене коронации реплика была сказана им десятилетие спустя в частном разговоре. Вторая Итальянская кампания купирована также как Первая и как кампания 1813-14 г.Немногочисленные политические диалоги звучат фальшиво и нелепо, не разоблачая политическую конъюнктуру, не раскрывая истинных мотивов, а просто выполняя утилитарную функцию сюжетных связок, когда с этим не справляется беспомощный монтаж и рассыпающийся сценарий. Все художественные элементы противоречат реалиям эпохи – костюмы, обувь, мебель, униформа, неуместные усы и бороды. Хотя декоративный антураж не уступает в исторической неубедительности батальным сценам.Все победоносные сражения Наполеона сведены к Аустерлицу – триумфальному разгрому напавшей на Францию третьей коалиции, который низведен до карикатурного шаржа. Хаотическая и бессмысленная динамика скромных масс массовки не воссоздает ни индивидуальный стратегический облик битвы, ни организованную мощь Великой Армии, ни полководческий гений Наполеона. Отчасти лишь его целеустремленность, волю и провиденциальную проницательность. Финальная битва Наполеона, решившая судьбу Европы, – Ватерлоо – изобилует аналогичными проблемами, возросшими пропорционально режиссерским амбициям Скотта, который пожелал потягаться со своими предшественниками. Выхолощенный политический контекст никак не разъясняет оголтелый сюжетный волюнтаризм. По мнению Скотта, единственной детерминантой европейской истории была Жозефина – Наполеон возвращается из Египта не по причине военно-политического кризиса, а из ревности к Жозефине, становится консулом, чтобы ее впечатлить, покидает Эльбу из желания встретиться с ней, хотя Жозефина уже скончалась, но ради своей сомнительной мелодраматичной концепции Скотт щедро дарит ей почти год жизни, при этом лицемерно избегает упоминаний о деятельном участии Англии в борьбе с Наполеоном: о многочисленных покушениях на его жизнь, финансировании антифранцузских коалиций и неупомянутой войны в Испании. Историческая несуразица под циничным, халтурным руководством Скотта атакует практически перманентно - пренебрежительная примитивизация истории, грубый схематизм, вольная рокировка, ревизия, купирование реальных событий. Сценарные пустоты беззастенчиво зияют, обнажая скомканный, алогичный сюжет, невнятную операторскую работу, рваный монтаж. Все это начисто гасит повествовательный импульс, превращая фильм в вялый, едва влачащийся, на редкость скучный опус. Стихийная, исполинская мощь этой переломной эпохи втиснута в скромный формат провинциальной байки. Этот спертый мещанский дух переполняет затхлую киноатмосферу. Эмоциональная стерильность граничит с безжизненностью, актеры напоминают манекенов, а не живых людей. Хоакин Феникс, назначенный Скоттом на главную роль, вероятно, получил ее благодаря творческому непотизму и ностальгической меланхолии. Поскольку объективных причин для утверждения его кандидатуры нет – Феникс не соответствует своему герою ни возрастом, ни внешностью, ни актерским темпераментом. 49-летний обрюзгший актер с заторможенной пластикой, летаргической речью и индифферентной маской патологической отстраненности напоминает вялое, впавшее в анабиоз хладнокровное, а не безудержного, страстного, энергичного Наполеона, в начале киноповествования едва отметившего 24-летие и прозванного из-за своей моложавости маленьким капралом. Порывистая быстрота, чеканный голос, харизма, холодная элегантность, легендарное обаяние, глубокий взгляд, чарующая улыбка, точеное словно античная камея лицо – всех этих типичных черт Наполеона, запечатленных сотнями очевидцев, в интерпретации Феникса нет и следа. Актер с ленивой, бездумной инертностью продолжает череду депрессивных невротиков, давно ставших его типичным амплуа, создавая аморфный характер лунатика, находящегося в сомнамбулическом трансе. Его Наполеон – словно обмякшая тряпичная кукла, под нетвердым руководством Скотта дергающаяся в редких конвульсиях. У Феникса ребячливые игры с собакой, заигрывания с Жозефиной, влепленная ей вопреки исторической правде пощечина словно неуклюжее пробуждение от глубокого оцепенения, выполнение тяжкой обязанности изображать экранный образ, а не проживать его. Эта пародийность нелепа и крайне отталкивающа. Психологическая подавленность Наполеона подчиняет его Жозефине, доминирующей в их садо-мазохистских отношениях, его матери, толкающей его в постель любовницы в попытке оценить его фертильность. Скотт пытается превратить подлинного Наполеона, презиравшего любое подчинение, в закомплексованного подкаблучника и маменькиного сынка. Режиссер, беспрестанно заставляя его отрывисто утирать слезы и нервно усмехаться, не пытается продемонстрировать его человечность или потаенную уязвимость, методично формируя апокрифичный образ интроверта с социопатической девиацией. Обсуждать архитектонику сложного, многомерного образа противоречивой и богатой личности не приходится, ее просто нет, есть безвкусные эксцессы, доведенные до комического абсурда, есть невежество и отсутствие понимания своего образа. Однако Феникс, как и Скотт, наивно пытается декорировать свою неудачу претенциозными заявлениями об интерпретационной неординарности, не понимая, что такая резонерская риторика неприменима к реальной личности. Ванесса Кирби в роли Жозефины вторит летаргической манере Феникса. Возникает стойкое ощущение, что весь кинохронометраж Кирби была зациклена только на прямой осанке и пустом, парализованном выражении лица. Ее неуклюжая походка, угловатая пластика, вульгарность, неумение вальсировать противоречат ее историческому прототипу – элегантной, томной креолке с колдовским голосом и манящей чувственностью. Жозефина в трактовке Кирби безучастна, она словно марионетка во власти собственного самомнения, едва ли не честолюбивее самого Наполеона. Она словно заряжает его своим тщеславием, провоцируя его успехи, пробуждая скрытый потенциал. Она - альтер-эго Наполеона, они - взаимозависимые, неразрывные воплощения могучего, всепоглощающего эгоизма, поэтому их взаимная тяга непреодолима, а разрыв ведет к гибели. Ее характеристика Наполеона как «животного, которое ничто без нее» - пошлая, смехотворная, популистская сущность фильма, оскверняющего историю и этические принципы ее киноотражения. Эта жалкая фальсификация достойна лишь забвения. ------ BDSM Наполеон ------ Художественный фильм, снятый по мотивам исторических событий, в угоду тех идей, которые он несет, не имеет ограничений на художественную переработку.Иными словами, фильм о Наполеоне может быть как драмой так и комедией.Это может нравится, может нет. Однако отнять право режиссера изгаляться над реальными персонажами так как ему хочется, вы не можете.И ровно по этой же причине, я, как зритель, созерцая подобное изгаление над историей и персонажами, имею полное право сказать: мне все равно, присутствовал Наполеон на казни Марии Антуанетты или нет.Врывался он в ряды противника верхом на коне или нет.Вел он сражение рядом с пирамидами или нет.Все это нюансы, которые в действительности, могут как работать, так и нет.Моя основная претензия к фильму Ридли Скотта 'Наполеон' в том, что этот фильм вообще не о Наполеоне Бонапарте. Для меня (и я полагаю, что для большинства людей) Наполеон представляется как яркий, харизматичный, жестокий, очень сильный лидер обладающий острым умом и поразительной энергичностью.Это человек, который буквально создавал из вчера простых офицеров - императоров и новые династии.Это человек, который создал лучшую армию своего времени, на порядок превосходившую все остальные.Это человек, победы и поражения которого, навсегда вошли в историю человечества.Это человек, который за очень короткое время сумел создать вокруг себя чудовищный вихрь из жестокости, верности, подвигов, трагедий, совершений... В фильме у Наполеона не просто нет ни одного из этих качеств перечисленных выше, он обладает ровно противоположными.Персонаж, которого изображает Хоакин Феникс, никогда не встал бы у власти. Никогда не одержал бы ни одной победы. Если в Наполеоне вы видите стратега, лидера, тактика то Ридли Скотт видит в нем собачку на поводу женщины по имени Жозефина.Да... по всей видимости, в больном воображении престарелого режиссера, вся ценность и заслуги Наполеона находятся между ног одной бабы.И в фильме на это не намекается, об этом говорится прямым текстом из уст самой героини - Жозефины. Наполеон это не просто личность, ставшая легендарной. Наполеон это Франция, Армия и только в последнюю очередь - Жозефина.Забавно было читать интервью режиссера о его сокрушении касательно того факта, что из фильма пришлось вырезать сцены где Наполеон испытывает проблемы с геморроем.Это при том, что в фильме вообще нет ни слова, ни об одном из маршалов Наполеона. Тех самых, что и стояли у истоков всех его побед.Это кино не о Наполеоне. Это кино о некоем человеке, в голове Ридли Скотта, которого тот решил назвать Наполеоном. ------ Мелодрама, а не пеплум. ------ Хотел написать: 'Скотт уже не тот', но повспоминал его фильмографию, потом сверился со своим списочком... Нет, все же именно тот. Просто мои ожидания были сильно завышены. Ну или нефиг грубыми русскими лапами лезть в тонкий английский синематограф. 'Наполеон'. .. фильм позиционирует себя как 'биографический'. Это наглый обман. Я бы в лучшем случае его назвал 'современной вариацией на тему сказаний о Наполеоне'. Очевидно, что фильм рассчитан на молодое поколение, которое мало что понимает в истории, контексте, да тупо логике. И которое воспринимает картинку, а не что стоит за ней. Хоть батальные сцены и красивы, масштабны, и костюмерам отдельный респект, но все настолько неправдоподобно и лишь пунктиром исторично, что становится грустно. Для мальчиков, желавших получить грандиозный пеплум, вот вам раскладка по времени.-Битва за форт Тулона ~ 4:30 мин.-Битва при пирамидах ~ 0:30 мин.-Битва при Аустерлице ~ 6:00 мин. (с подготовкой плюс еще 4 минуты)-Битва при Бородино ~ 1:00 мин. (Да, да, да) (Вся война 1812 года около 10 минут, включая сожжение Москвы и всю лирику)-Битва при Ватерлоо ~ 10:00 мин. (с подготовкой плюс еще 6 минут)Итого, фильм про Наполеона, из 158 минут хронометража, 22 минуты батальных сцен. С огромной натяжкой – 35. Это про человека, считающимся одним из самых успешных полководцев не только своего времени, но и истории.Остальное время уделено любовной линии, причем в крайне своеобразном режиссерском виденье. Хоть такое и возможно допустить с большой натяжкой. Я понимаю, что современное общество очень свободных взглядов, но создавать представление об дворянстве XIX века, как о борделе на выезде, довольно странно. Надо отметить, что и Хоакин Феникс (в латышской 'интерпретации' его зовут Vakins. Так что радуйтесь те, кому просто 's' добавили), что Ванесса Кирби, играют очень хорошо. Если смотреть на них с сегодняшней колокольни, то легко просматривается современная семейная драма.К сожалению, для биографии, актер выбран очень неудачно. 49-летний Феникс, ну никак не подходит на роль 26-летнего юношу. Даже на 35 в битве трех императоров он сильно потаскан. Разве что к войне 1812 и 1815 годов, можно сказать, что отпечаток 'жизненного опыта' на лице, не отталкивает. Вызвало сильную антипатию то, как император Франции изображен в начале карьеры. Как трусливый подросток, алчущий власти, ради удовлетворения материнских амбиций. Кем-кем, а в трусости Бонапарта мало кто мог упрекнуть (я не встречал такого). Больше всего обидно то, что многие, воспринимают такие фильмы, как исторический экскурс. Мол, потратил 3 часа времени, и все знаешь про наполеоновские войны. Глянул «Трою», и уже история Древней Греции, как на ладони. Пересмотрел «Гладиатор», и считаешь себя докой в истории Римской империи.И это очень сложно изменить в потребительском сознании. Но зачем туда скармливать если не шлак, как «Последняя дуэль», то сказку, по мотивам истории. Хотя, может так и нужно. Ведь «Илиада» или «Песнь о Вещем Олеге» те же сказки, написанные годы спустя событий, и пережившие свое время. Неужели сэр Ридли Скотт наметил себе такие вершины? За костюмы и все же флер времени, а так же масштабные но бестолковые батальные сцены - ------ Все страхи Бо. Наполеона Бо. ------ Ридли, ну какой же вы Скотт! Буонапарте в вашем фильме получился просто как живой! Такой матёрый шизофренище! Ну, обо всём по порядку.Наполеон в творении Скотта, выглядит как филин, подавившийся мышью: вытаращенные, немигающие глаза, крючковатый клюв (то есть нос), заячья губа, о charman! Я просто таю, его обаянию невозможно сопротивляться... Для большей убедительности, на роль Бо надо было пригласить актёра с волчьей пастью. Как эротично он бы завывал на поле боя! Простите, увлеклась. На лице героя застыло выражение брезгливой скуки, он взирает на мир пресыщенно, того и гляди громко рыгнёт. В представлении режиссера, Наполеон с молодости был мятым, желчным старикашкой, страдающим геморроем. Становится понятно, что Жозефина не могла противостоять такому неповторимому шарму.Сцена знакомства снята с истинно французским изяществом. Густо наштукатуренная Жо, обнажив расплющенные блинчики увядших грудей, ловит шанс в картишки со сливками парижского высшего света. И тут в зал входит Он! - Кто этот мощный старик? Он похож на схваченную трупным окоченением мумию Хеопса...- О, это особа приближенная к титулу императора, это капитан Бонапарт!Помимо неоспоримого внешнего очарования, Бонапарт оказался куртуазным собеседником. На все вопросы Жозефины он подробно отвечает: Да, мадам! Или (как вариант): Нет, мадам!Устоять против такого напора Жозефина не могла, и вуаля - Бончик игриво стучит копытцем по полу спаленки, и сопровождает атаку ласковым ржанием (постельные сцены режиссеру удались, Скотт знает толк в извращениях).И далее, Ридли развернулся в эпистолярном жанре. 'Во первых строках моего письма, уважаемая Екатерина Матвеевна (Жозефина Жозефиновна) спешу сообщить вам, что кондиционер из египетского отеля мне увезти не удалось, охрана не пропустила). Ридли снял 'Белое солнце Хургады' с письмами красноармейца Бонапарте, зачитанными скрипучим стариковским дискантом.Разобравшись с личной жизнью гения, режиссер не забыл о полководческих талантах. Наконец - то хоть кто - то внятно объяснил причины его побед. Солдаты не понимали его команд, и делали все ровно наоборот. Вместо того, чтобы смести мамелюков залпом картечи, артиллеристы так шарахнули по вершинам пирамид, что все аниматоры и бармены из Шарм - эль - шейха попадали с коней, вопя от восторга - 'Богоматерь твою Парижскую! Зачем туристическую инфраструктуру разрушаешь?'. В битве при Аустерлице, Наполеон засел на горе, и кричит солдатам - 'Возьмите эту возвышенность!'. Солдаты услышали, и ринулись с горки в низину. Стратегия разработанная Наполеоном называется 'от противного'.В очередной раз проявил себя Феникс. Ему не объяснили, что именно ему играть. Поэтому, он решил не замыкаться в узких рамках, и сыграть всё понемножку. Вот он истерично смеется (Джокер), а вот не менее истерично требует от усталой Жозефины - 'скажи что я лучший!' В следующем кадре он горделиво заявляет - 'Я не нуждаюсь ни в чьём одобрении!'. А вот он слушает мамочку, которая направляет его царственный нефритовый стержень (неважно куда, но это вылитый Бо из одноименного фильма).Отброшены за ненадобностью все эти Мюраты, Даву, Неи и прочая шелупонь, нечего тратить на них драгоценное экранное время, его и так мало, каких - то два с половиной часа (короткометражка по меркам Ридли). Зато нашел себе место в кадре раскабаневший Робеспьер, бесцветный Талейран с красным носом английского пьяницы, и стопроцентный француз Тахар Рахим в роли пройдохи Барраса. Как гласит рекламный плакат к фильму: Он пришел из ниоткуда прямо в никуда. Дюма - отец, отвечая на упреки в искажении истории, говорил: Меня упрекают в том, что я насилую историю? Да, насилую. Но я делаю ей прекрасных ребятишек! Ридли Скотт пытается делать то же самое, но его детишки имеют облик Хоакина Феникса. Enjoy it! ------ Чудовищный цирк звенящей пошлости ------ После сеанса был только один вопрос - это действительно снял именитый режиссер, мастер военно-исторических фильмов Ридли Скотт или это совместное творение Михалкова с Бондарчуком? Ужасно абсолютно всё: рванный сюжет, подбор и игра актеров, съемка, графика, монтаж, музыкальное сопровождение. Не покидало ощущение, что большинство кадров в расфокуссировке или графика не до конца прогрузилась. Диалоги, поведение персонажей напоминает клоунов и истерику в духе дешевых сериалов. Перед нами не грандиозная историческая личность, а уставший, обрюзгший слесарь с завода, которым все помыкают, пользуются, а он в ответ только картинно обижается и опрокидывает очередной стакан. Письма Наполеона жене- отдельный сюр. Минуту назад император не может и двух слов связать, общаясь с генералами, как тут же начинается изнасилование зрителя, огромными, безвкусными, словесными конструкциями. Отдельно стоит отметить обилие ненужных, сексуальных сцен в фильме, которые к тому же сняты максимально убого и отвратительно. Такой вот нелепый театр, в котором еще зачем-то снимают штаны. Ожидал от фильма большого количества батальных сцен, в итоге полное разочарование. Аустерлиц - 3 мин, Бородино 1 мин, Ватерлоо 10 мин. Нет ощущения масштабности, видно режиссер старался поскорее их промотать и перейти к смакованию болтовни, истерики и соплей.
|
Отзывы о фильме Наполеон